Некоторые аспекты формирования экологической культуры будущих учителей физкультуры

Экосистемы, 34: 74–80 (2023) https://ekosystems.cfuv.ru

УДК 378.937:577.4

Кучина Е. Е., Назаренко Н. Н.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Челябинск, Россия

kuchina.ekaterinka01@mail.ru, nnazarenko@hotmail.com

Рассмотрены вопросы формирования и уровня сформированности экологической культуры у будущих преподавателей физкультуры и работников сферы физического воспитания и спорта. Проведенные социологические исследования методом анкетирования студентов Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета показало, что у респондентов сформирована готовность к снижению уровня загрязнения окружающей среды за счет уменьшения потребления товаров, которые могут нанести непоправимый ущерб окружающей среде. Также выявлен мощный социальный заказ к органам власти на ужесточение государственных санкций за нарушения экологического законодательства и самого законодательства, но при этом студенческое сообщество полагает, что именно от каждого зависит решение экилогических проблем. Установлено, что экологическое просвещение снижает уровень социальной истерии по вопросам охраны окружающей среды и формирует здравое и взвешенное восприятие экологических проблем. В студенческой среде формируется доверие преимущественно себе и власти, на что органам власти и государственного управления необходимо обратить первоочередное внимание в формирования экологической политики России.

Ключевые слова: экологическая культура, социальные аспекты экологических проблем.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение людей предусматривает осознанное использование уникальных личностно-развивающих ценностей, которые в первую очередь касаются поддержания благоприятной окружающей среды. Высокий уровень экологической культуры населения предполагает возможность сбалансированного использования каждым человеком не только материальных, но и социальных компонент окружающей среды для своего личностного развития и самосовершенствования (Шахмарданов, 2014; Астраханцева, 2016).

Если целенаправленная образовательная деятельность позволяет людям открыть для себя психологический и социальный потенциал взаимодействия с окружающей средой, как особый ресурс, то это не только создает дополнительные возможности для их личностного развития, но и формирует убеждение в уникальной ценности нашего мира. Это само по себе является серьезным фактором, влияющим на развитие экологически безопасных технологий природопользования. Обеспечение активного участия широких слоев населения в поддержке идей сбалансированного развития и поддержания здоровья среды – важнейший аспект деятельности по формированию экологической культуры (Ситак, 2016).

Позитивное отношение людей к природоохранным структурам является наиболее сильным стимулом общественной поддержки их деятельности. Формирование положительного отношения людей к требованиям экологического законодательства, к деятельности природоохранных служб предполагает наиболее интенсивную и в то же время наиболее тонкую работу с населением. Вовлечение людей в непосредственную практическую деятельность по поддержанию здоровья среды формирует у них чувство сопричастности: человеку свойственно беречь то, на что была направлена его созидательная активность, во что был вложен его собственный труд. Эффективное решение поставленных задач позволит сформировать у граждан стремление к рациональному и экологически безопасному использованию природных ресурсов и обеспечить возможность грамотного природопользования (Захаров, 2008; Ситак, 2016).

ISSN 2414-4738 Published by V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

Некоторые аспекты формирования экологической культуры будущих учителей физкультуры

Человек – это часть природы. Его главной отличительной особенностью от высших животных является то, что он наделен активным сознанием. В человеке изначально заложена возможность регулировать свою жизнедеятельность в согласии с природными процессами. Это естественно для всех биологических существ, и человек не исключение. Он должен всегда помнить, что нарушение законов экологии – это то, что нецелесообразно, не оправдано с точки зрения функционирования биосферы. Следовательно, экологическая культура должна быть основана на естественном стремлении человека к правильному взаимодействию с окружающей средой. И начинать её формирование надо с детства (Колесник, 2014; Ситак, 2016).

Студенты университетов являются будущим нашей страны. Решения и действия будущих специалистов, которые тем или иным образом будут связанны с экологической обстановкой, будут зависеть от экологического восприятия будущих поколений (Шахмарданов, 2014; Ситак, 2016). При этом особая роль в этом принадлежит студентам педагогических Вузов как будущих учителей, формирующих экологическую культуру у обучающихся с первых их дней.

Нами ранее рассматривались аспекты формирования экологической культуры будущих учителей биологии, химии, безопасности жизнедеятельности и географии (Назаренко и др., 2020; 2020а). Однако подготовка учителей этих профилей подготовки предполагает глубокое изучение дисциплин экологического блока. В связи с этим интерес представляют особенности

  • аспекты формирования экологической культуры у будущих учителей других профилей подготовки, тесно связанных с естественнонаучным циклом, однако не предполагающей углубленное изучение экологических спецкурсов.

Цель данной работы – оценить формирование и уровнь сформированности экологической культуры у будущих преподавателей физкультуры и работников сферы физического воспитания и спорта.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Особенности и аспекты формирования и сформированности экологической культуры изучались методами анкетирования с использованием общепринятых подходов социологических исследований подобной направленности (Горшков и др., 2019). Разработанная авторами анкета включала 13 вопросов, касающихся оценки заинтересованности и обсуждаемости экологической проблематики, информированности и вовлеченности студентов в современную экологическую повестку, оценки студентами актуальных экологических проблем (в первую очередь в Российской Федерации), их важности и ответственности за их решения, авторитетов в современной экологической повестке и мероприятиях, в которых студенты готовы принимать участие. По каждому вопросу предлагались варианты выбора ответов, в том числе возможность выбора нескольких вариантов и их ранжирования по важности для респондента.

Опрос проводился в течение 2021–2022 годов среди студентов факультета «Высшая школа физической культуры и спорта» Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета. Анкетирование проводилось добровольно с соблюдением анонимности и этических норм, принятых в социологических исследованиях. Всего на факультете было опрошено 126 респондентов из всех академических групп всех (пяти) курсов обучения. Данная выборка является достаточной для корректной и репрезентативной оценки результатов социологических исследований (Кошевой, Карпова, 2011). Результаты обрабатывались в прикладном пакете MS Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Рассматривая вопрос заинтересованности студентов Высшей школы физкультуры и спорта экологической проблематикой, необходимо отметить, что большинство обучающихся ей интересуются, при этом около трети студентов стараются быть в курсе событий (рис. 1,

75

Кучина Е. Е., Назаренко Н. Н.

вверху). Заинтересованность экологической тематикой определяется в первую очередь образовательными программами. Это связано с тем, что большинство не интересующихся оказалось среди студентов-первокурсников (они же достаточно активно отмечают, что узнают об экологической проблематике на специализированных занятиях), а пропадать интерес стал у выпускного курса. Максимальная заинтересованность определялась у студентов 2 и 4 года обучения, когда, судя по всему, им читались спецкурсы экологической направленности. Особую обеспокоенность вызывает высокая доля студентов, не интересующаяся экологической проблематикой, особенно среди выпускников.

Максимально активно экологическая повестка циркулирует в среде близкого общения студентов – родственников, друзей и знакомых – семья и близкий круг общения играют решающую роль в этом вопросе (рис. 1, внизу). Практически не пользуются при получении информации студенты печатными изданиями, информационными буклетами и постерами и радио, что объясняется современными тенденциями замещения традиционных источников информации цифровыми. Полученные показатели сопоставляются с результатами исследования будущих учителей биологов, химиков и географов (Назаренко и др., 2020). При этом роль социальных сетей, блогов и мессенджеров в получении новостей на экологическую тематику и, особенно в обсуждении этой тематики (рис. 1, внизу) оказалась гораздо ниже, чем предполагается из обсуждаемой в обществе активности молодежи в этом информационном сегменте. Также достаточно высокую роль в информационной экологической повестке продолжает играть телевидение (на что необходимо обратить внимание), не сильно уступающее свою позицию Интернет-ресурсам.

Исследование характера вовлеченности студентов Высшей школы физкультуры и спорта

  • экологическую проблематику показало, что подавляющее большинство обучающихся 1 и 2 курса, впервые ознакомилась с ней в дошкольном возрасте, а также активно была вовлечена
  • школьные мероприятия на эту тему. При этом большинство старших курсов акцентировали внимание именно на школьном возрасте. Полученные данные также сопоставляются с результатами исследования будущих учителей биологии, химии и географии (Назаренко и др., 2020). Это указывает правильное направление современной политики экологического просвещения населения, когда базовые экологические ценности закладываются в учреждениях дошкольного образования и свидетельствует о том, что государственная политика в сфере экологического просвещения подрастающего поколения работает достаточно успешно. При этом только порядка четверти респондентов продолжают принимать участие в экологических мероприятиях, проводимых Южно-Уральским государственным гуманитарно-педагогическим университетом (ЮУрГГПУ) (хотя информированы о них более трети опрошенных). Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что около четверти обучающихся (особенно велика их доля на старших курсах), которые затруднились с ответом по вопросам организации экологических мероприятий в школе и ВУЗе.

Более тяжелая ситуация с вовлеченностью в мероприятия, организованные местными органами власти и управления. Подавляющее большинство опрошенных затрудняются с ответом на вопрос, проводятся ли какие-либо мероприятия экологической направленности в городе. Также крайне небольшая доля обучающихся (преимущественно, студенты 1 и 2 курса) принимает в них участие.

При оценке степени остроты ситуации (насколько остро в данный момент стоят проблемы окружающей среды для нашего общества) Подавляющее большинство опрошенных указало, что проблемы острые и требуют незамедлительных решений. Поскольку опрос проводился среди студентов Вуза, расположенного в индустриальном центре промышленно развитого региона (г. Челябинск), такой ответ не вызывает удивление. Однако необходимо отметить, что, несмотря на проблемное состояние окружающей среды в городе, число экологических «алармистов», полагающих, что проблема катастрофическая, небольшое. При этом подавляющее число «алармистов» – студенты первого и (вдвое меньше) второго курса. Фактически, экологическое просвещение и образование приводит к снижению

76

Некоторые аспекты формирования экологической культуры будущих учителей физкультуры

социальной истерии в связи с экологической повесткой, в результате чего формируется более здравое и взвешенное восприятие информации и экологической повестки.

Рис. 1. Результаты опроса по выявлению степени заинтересованности и обсуждаемости экологической повестки респондентами

«Интересуетесь ли Вы темой экологии?» – вверху; «С кем Вы обсуждаете вопросы, касающиеся экологической обстановки?» – внизу. По горизонтальной оси показано число респондентов, выбравших тот или иной ответ.

77

Кучина Е. Е., Назаренко Н. Н.

Важнейшими факторами взвешенной экологической политики является информированность общества и органов власти и управления о социальных запросах общества на приоритеты государственной политики и ответственности за ее проведение. Большинство респондентов полагают, что в России необходимо ужесточить штрафы за нарушение правил природопользования (рис. 2 – вверху).

Рис. 2. Социальный запрос по двум вопросам экологической повестки

«Какой из приоритетов экологической политики России самый важный» – ответы в блоке серху; «На ком лежит ответственность за решение экологических проблем в нашей стране» – ответы в блоке внизу

78

Некоторые аспекты формирования экологической культуры будущих учителей физкультуры

Второе место занимает требование утверждения жестких экологических стандартов. Данные требования полностью совпадают с мнением, высказанным при обследовании будущих учителей биологии, химии и географии (Назаренко и др., 2020). Фактически это указывает на то, что существует социальный заказ к органам власти именно на ужесточение государственных санкций за нарушения экологического законодательства и самого законодательства, на что органам власти и государственного управления необходимо обратить первоочередное внимание. Активизация природоохранных мероприятий и усиление пропагандисткой работы среди населения занимают только третью позицию, и пользуется популярностью преимущественно среди младших курсов.

При таких требованиях большинство опрошенных указало, что ответственность за решение экологических проблем в первую очередь лежит на каждом из нас и только во вторую очередь – на органах государственной власти и контроля (рис. 2, внизу). И подавляющее большинство полагает, что именно от каждого человека зависит многое, все могут и должны не только не вредить природе, но и возможными усилиями заботиться о ее улучшении, также подавляющее большинство опрошенных готово уменьшить потребление продуктов, вызывающих загрязнение окружающей среды. При такой сформированной достаточно жесткой, как к себе, так и к органам власти, гражданской позиции, очень немногие полагают, что ответственность лежит на некоем «гражданском обществе», экологических движениях или общественных организациях. Фактически, опрошенная молодежь доверяет преимущественно себе и власти, на что органам власти и государственного управления необходимо обратить первоочередное внимание.

Наконец, в вопросе о том, чье мнение является авторитетным в вопросах экологии, наблюдался высокий плюрализм и разброс выбранных ответов. Подавляющее большинство студентов младших (первый и второй) курсов доверяют в этом вопросе мнению родителей, преподавателей и специалистов экологов. Однако по мере взросления и обучения часть приоритетов, связанных с доверием меняется. При остающемся высоком доверии родителям

  • части старшекурсников, большинство из них предпочитает основываться на мнении специалистов-экологов, органов власти и средств массовой информации. Несмотря на обсуждаемую в обществе роль блогосферы и лидеров общественных организаций, доверяет им очень малое число опрошенных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, будущие учителя и работники сферы физического воспитания и спорта готовы к снижению уровня загрязнения окружающей среды за счет уменьшения потребления товаров, которые могут нанести непоправимый ущерб окружающей среде. Отмечается важность участия в мероприятиях экологической направленности по очистке городских объектов и повышению уровня экологической образованности. При этом существует мощный социальный заказ к органам власти на ужесточение государственных санкций за нарушения экологического законодательства и самого законодательства, на что органам власти и государственного управления необходимо обратить первоочередное внимание.

При высокой вовлеченности в природоохранные и экологические мероприятия в образовательных учреждениях, наблюдается крайне низкая вовлеченность в мероприятия, организованные местными властями.

Необходимо отметить, что изменения мнения по экологической повестке и вовлеченности в экологические мероприятия изученной группы респондентов во многом определяется тем, ведутся или нет дисциплины экологической направленности (рассматриваются или нет экологическая проблематика на занятиях) в конкретный год обучения.

Экологическое просвещение и образование приводит к снижению социальной истерии в связи с экологической повесткой, в результате чего формируется более здравое и взвешенное восприятие информации и экологической повестки. Подавляющее большинство полагает, что именно от каждого человека зависит многое. В качестве авторитетов по вопросу экологии

79

Кучина Е. Е., Назаренко Н. Н.

указываются родители, преподаватели, специалисты-экологи и органы власти и государственного управления. Фактически, формируется доверие преимущественно себе и власти, на что органам власти и государственного управления необходимо обратить первоочередное внимание. При таком кредите доверия именно от властей и их решений зависит, будут ли учтены выявленные социальные процессы формирования экологического сознания граждан, изменена информационная политика и будут ли переломлены негативные тенденции в сфере экологической политики России.

Благодарности. Авторы благодарят всех студентов Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета за добровольно участие в анкетировании.

Список литературы

Астраханцева И. В. Концептуально-методологическое обоснование значимости экологического воспитания

  • системе профессиональной подготовки будущего учителя // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта (Российский журнал физического воспитания и спорта).

– 2016. – № 2. – С. 84–88.

Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Докторов Б. З. Прикладная социология. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 334 с.

Захаров В. М. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения // Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России. – 2008. – № 79. – С. 15–21.

Колесник А. И. Теоретическое обоснование методики экологического самовоспитания // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2014. – № 3. – С. 49–50.

Кошевой О. С., Карпова М. К. Определение объема выборочной совокупности при проведении региональных социологических исследований // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 2 (18). – С. 98–104.

Назаренко Н. Н., Похлебаев С. М, Третьякова И. А. Некоторые аспекты формирования экологической культуры будущих учителей естественных специальностей // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы V международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора В. М. Астафьева. 7-8 февраля 2020 г., г. Самара, Российская Федерация / [Oтв. ред. А. А. Семенов]. – Самара: СГСПУ, 2020. – С. 273–278.

Назаренко Н. Н., Похлебаев С. М, Третьякова И. А. Состояние уровня сформированности экологической культуры будущих учителей естественных специальностей и перспективы ее повышения // Conferinţa știinţifico-practică internaţională «Știință, educație, cultură». Сборник статей: Международная научно-практическая конференция «Наука, образование, культура», посвященная 29-ой годовщине Комратского государственного университета. – Том III. Психолого-Педагогические науки. – Комрат, 2020а. – С. 475–480.

Ситак Л. А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов – будущих педагогов // Творческий научный обозреватель. – 2016. – № 1. – С. 24–27.

Шахмарданов З. А. Экологическое образование – фактор устойчивого развития общества // Астраханский вестник экологического образования. – 2014. – № 2. – С. 112–113.

Kuchina E. E., Nazarenko N. N. Some aspects of environmental culture forming of future physical education instructors // Ekosistemy. 2023. Iss. 34. P. 74–80.

The problem of the formation and development level of ecological culture among physical education nstructors and workers in the field of physical education and sports to be has been considered. The conducted sociological research by the method of students of the Higher School of Physical Culture and Sports of the South Ural Humanitarian Pedagogical University questionnaire design showed that respondents have formed a willingness to reduce the level of environmental pollution by reducing the consumption of goods that can cause irreparable damage to the environment. A powerful social order has also been revealed to the authorities to tighten state sanctions for violations of environmental legislation and the legislation itself, but at the same time the student community believes that the solution of environmental problems depends on everyone. It is established that environmental education reduces the level of social hysteria on environmental issues and forms a sound and balanced perception of environmental problems. In the student environment, trust is formed mainly in oneself and the authorities, which the authorities and public administration need to pay priority attention to in the formation of environmental policy in Russia.

Key words: ecological culture, social aspects of environmental problems.

Поступила в редакцию 03.12.22

Принята к печати 23.12.22

80